Школа территория здоровья

          Межведомственный информационно-образовательный проект

“Школа – территория здоровья”

 

Государственное учреждение образования

«Оздамичская средняя школа»

 

Актуальность проекта

          Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива Государственного учреждения образования «Оздамичская средняя школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий, оптимальных для учёбы и активного отдыха.

         Исходя из результатов мониторинга состояния здоровья учащихся имеют определённые отклонения. Число таких детей растёт. Поэтому педагогический коллектив работает над получением детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышением мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

          Проект «Школа – территория здоровья» станет важным звеном в образовательном процессе школы, будет способствовать здравоохранительному движению, усилит роль здорового образа жизни в детской и подростковой среде, станет продуктивной школой здоровья для учащихся, их родителей, объединит усилия всех заинтересованных служб и организаций с целью воспитания психологически и физически здоровых граждан.

Сроки реализации проекта   2018 – 2021

Участники проекта Заместители директора, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

 

    Цель проекта:

          создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.  

    Задачи:

           формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное  время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

          создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

          создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

        педагогами  учреждения применять технологии, сберегающие здоровье,  в образовательном процессе.

 

 

    Направления работы:

           диагностическое (мониторинг состояния здоровья учащихся, изучение отношения родителей к вопросам здорового образа жизни, выявление предпочтений форм организации свободного времени учащимися);

           пропагандистское (приобщение учащихся к занятиям спортом, реклама предлагаемых видов занятий спортом, привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни, проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий);

          санитарно-просветительское (проведение с учащимися лекториев, бесед с врачами, кинолекториев, ярмарок здоровья, диспутов, викторин, тематических акций, интерактивных игр, занятий по принципу «равный обучает равного», спортивных и творческих конкурсов, информационных часов);

          оздоровительное (проведение занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», организация специальной медицинской группы, проведение подвижных перемен, физкультминуток, гимнастики для глаз, гимнастики до начала занятий с учащимися 1-4 классов, проведение Дней здоровья, занятий в объединениях по интересам спортивной направленности, проведение круглогодичной спартакиады, организация работы летнего лагеря, оздоровление в детских реабилитационно-оздоровительных центрах);

         статистико-аналитическое (обобщение и систематизация накопленного опыта по формированию здорового образа жизни учащихся, обмен им среди коллег через проведение семинаров, работу методических объединений, сайт учреждения образования).

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап: Подготовительный (2018/2019)

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
  4. Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
  5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»

Второй этап: Практический (2019/2020). Реализация проекта  «Школа – территория здоровья».

  1. проведение заседаний Методического совета учреждения;
  2. посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
  3. создание методической копилки опыта;
  4. мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
  5. сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
  6. контроль за организацией образовательного  процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
  7. Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2020/2021).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
  5. Публикации, распространение опыта.

 

Ожидаемые результаты:

         повышение ответственности учащихся за сохранность собственного здоровья;

         выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

         повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе;

 

 

План мероприятий по реализации проекта

«Школа- территория здоровья» в государственном учреждении образования «Оздамичская средняя школа»

 

1.      Организационные мероприятия

1

Издание приказа о внедрении проекта

до 31.09.2018

директор школы

2

Разработка Положения о деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся (школьная политика), размещение его на информационных стендах школы

до 31.09.2018

заместительдиректора по воспитательной работе

3

Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

до 31.09.2018

ответственный за сайт

4

Ознакомление всех работников школы, учащихся, родителей с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педсоветов

октябрь 2018

директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе

5

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

на протяжении реализации проекта

социальный педагог

6

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

ноябрь 2018

педагог социальный

2.      Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

 медработник

2

Соблюдение гигиенических норм и требования к организации учебного процесса

постоянно

коллектив учреждения

3

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов.

ежемесячно в течение учебного года

директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагоги, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники

4

Обеспечить контроль со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов (смартфонов), планшетов для выхода в интернет и игры учащимися на переменах

с марта и далее постоянно

заместители  директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители

5

Проведение Дней здоровья

2-я суббота месяца

учителя физической культуры и здоровья

6

Проведение выставки рисунков по тематикам продвижения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

в течение года

заместители  директора по учебной и воспитательной работе,

классные руководители

 

3.      Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

1

Постоянное проведение физкультминуток (с использованием музыкального сопровождения)

в течение года

классные руководители, учителя-предметники

2

Проведение динамических перемен, в т.ч. в специально выделенных участках рекреаций здания школы(оборудованных спортивным инвентарем), а также на свежем воздухе(физкультурно-спортивная зона).

в течение года

классные руководители, учителя-предметники

3

Проведение танцевальных флеш-мобов

в течение года

педагог-организатор

4

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течение года

учителя физической культуры, классные руководители

5

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе

в течение года

учителя физической культуры, классные руководители

6

Участие в ежегодных спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Столинском районе

в течение года

заместитель директора по учебной работе, учителя физической культуры

7

Проведение туристических походов и экскурсий по территории малой Родины

в течение года

заместитель директора по учебной работе, учителя физической культуры

4.      Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

1

Проведение социометрии, теста на выявление уровня школьной тревожности

сентябрь, январь

Педагог психолог

2

Деловые игры «На что потратить жизнь»

в течение года

Педагог психолог

3

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течение года

педагог-психолог

4

Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей

постоянно  по плану соц. педагога

Педагог социальный

5

Адаптация учащихся I классов к школе, V классов ко II ступени, X классов к обучению в старшем звене

октябрь

ноябрь

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

6

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

Педагог-психолог

7

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся

в течение года

Педагог-психолог

5. Мероприятия по улучшению питания учащихся

1

Анкетирование учащихся и законных представителей по вопросам организации питания. Анализ результатов, выявление «групп риска», получение рекомендаций по соблюдению принципов рационального питания

Ноябрь, апрель

социальный педагог

2

Работа Совета по питанию по контролю за качеством   организации  питания, выполнению натуральных норм

в течение года

совет по питанию

3

Преимущественное использование щадящих методов кулинарной обработки пищи при приготовлении блюд для учащихся (замена жарения на тушение и приготовление пищи на пару)

в течение года

заместитель директора по хозяйственной работе

4

Охват горячим питанием школьников

постоянно

Кл. руководители

5

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Ответственные  за организацию питания

5.       Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения.

1

Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» ( проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

 классные руководители, учителя-предметники

2

Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на орган зрения, увеличения двигательного компонента занятия.

в течение года

классные руководители, учителя-предметники

3

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся  с родителями

по плану работы с родителями

Кл.руководители

4

Работа школьной социальной службы по охране здоровья школьников

по плану работы

Соц. педагог

5

Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи;

май-июнь

Зам. директора по УВР

6

Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся

согласно плана самоконтроля

Зам. директора по УВР