Методы семейного воспитания

Происходящие в стране социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.  Дети воспитываются в дошкольных учреждениях  и в  школе, и во  внешкольных учреждениях. Но первым  окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности, главнейшим инструментом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример,  обсуждение,  доверие,   показ,   любовь, сопереживание,  возвышение личности,   контроль,   юмор,   поручение,  традиции,  похвала (поощрение),  сочувствие,   наказание.

Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением, они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей. Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей.

В семье ребёнок проходит своеобразную школу любви, сострадания, доброты, чуткости, деликатности, терпимости. Из простых детских переживаний выкристаллизовываются сложные, высшие качества – патриотизм, коллективизм, гуманизм. Однако могут развиваться и низменные чувства – эгоизм, жадность, зависть.

Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Воспитание детей – это одновременно и самовоспитание отцов и матерей. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета.

Начиная с дошкольного возраста нужно предъявлять детям определённые требования, помогающие им найти правильную линию поведения. Выполнение посильных требований, правил, обязанностей упорядочивает поведение детей и создает привычку владеть собой, управлять своими поступками. Требования отца и матери должны быть едиными. Разногласия и непоследовательность дезориентируют детей, затрудняют формирование нужной привычки. Требование целесообразно облекать в форму пожелания, совета, просьбы, тактично, но настойчиво акцентируя внимание ребёнка на той или иной норме. Злоупотребление приказным тоном вызывает отрицательную реакцию.

А. С. Макаренко говорил, что ничто так не украшает коллектив, как добрые традиции. Они отражают вкусы, уровень воспитанности, характер общения. Семья – микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.

Воспитание в семье основано на чувстве. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребёнка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и даёт чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Душевный комфорт, эмоциональная совместимость членов семейного коллектива обеспечивает мажорный тон общения. Добрая шутка отца или матери способна внести разрядку в напряжённую атмосферу, предотвратить назревающий конфликт. Чувство юмора, умение ребёнка увидеть смешное в своём поведении развивают самокритичность, жизненную стойкость, предупреждая формирование обидчивости, слезливости.

Семья создает для ребёнка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Итак:

– Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребёнка таким, какой он есть, стараются развить его способности, всё лучшее, что в нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребёнка и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребёнке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

– Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В семейном воспитании любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребёнка, должны строиться в форме игры.

– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.