Педагог социальный информирует

В современной педагогической практике всё чаще поднимается проблема школьной травли (буллинга) – систематического целенаправленного агрессивного поведения при условии неравенства сил или власти участников.
Английское слово буллинг (bullyng, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Основными критериями буллинга являются намеренность, регулярность, неравенство силы или власти.
Буллинг проявляется в различных формах физических и (или) психических притеснений, применяемых детьми в отношении других детей. Это могут быть систематические насмешки по поводу внешнего вида или особенностей личности пострадавших, порча вещей, вымогательство, даже откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например попытка заставить публично просить прощения на коленях.
О буллинге заговорили в начале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает.
Выделяют несколько видов буллинга:
• Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выявляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
• Вербальный. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках, издевательских ярлыках, кличках и даже проклятиях.
• Кибербуллинг. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съёмка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывают психологические и физические мучения.
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
• унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
• негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
• устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
• привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
• оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Способствовать буллингу могут также:
• Наличие в классе признанного «лидера»;
• Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
• Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников.
• Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.
Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:
Низкий уровень воспитания ребенка;
Неадекватная заниженная самооценка;
Высокая импульсивность;
Употребление алкоголя, наркотиков, злоупотребление компьютерными играми.
Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
Желание доминировать над другими;
Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
Прогулы и слабая успеваемость в школе;
Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
Семейное и сексуальное насилие;
Внутрисемейные конфликты;
Низкий социально-экономический статус семьи.
Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
Ранние сексуальные контакты;
Приводы в милицию и ранняя судимость.
Мотивами буллинга являются:
• Зависть;
• Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
• Чувство неприязни;
• Борьба за власть;
• Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
• Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
• Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
• Стремление удивить, поразить;
• Стремление разрядиться, «приколоться»;
• Желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Жертвой буллига может стать любой ребёнок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учёбе, материальными возможностями, даже просто характером.
Сегодня специалисты выделяют три фактора, позволяющие отнести ребёнка к группе риска по буллингу.
1. Множественный стресс, неизменно приводящий к плохому физическому самочувствию: обострению хронических заболеваний, недосыпанию, частым головным и мышечным болям. У таких детей низкий социальный статус (неудовлетворительные отношения со сверстниками), а также низкий уровень обучаемости/обученности.
2. Провоцирующие особенности личности. Это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим фактором для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идёт о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычные» манера речи, смех, своеобразный юмор и т.п. ( с точки зрения «обычных» школьников) могут стать поводом для негативного отношения к их обладателям. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями резидуально-органического генеза, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.
3. Стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребёнка. Подразумеваются не только явные физические аномалии, но и некоторые фенотипические особенности.
Чаще всего жертвы буллинга длительное время скрывают свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Случаи, когда они сообщают об этом школьному психологу или педагогу социальному редки.
Однако существуют признаки, которые могут быть сигналами переживания ребёнком травли со стороны сверстников:
1) снизилась успеваемость ребёнка в школе;
2) настроение ребёнка стало неустойчивым: он часто испытывает подавленное состояние, бывает замкнутым, раздражительным и вспыльчивым, беспокойным, случаются вспышки злости по отношению к младшим братьям и сёстрам;
3) ребёнок ищет предлог, чтобы не пойти в школу;
4) ребёнок идёт в школу обходными путями, даже если это неудобно;
5) ребёнок избегает общения с одноклассниками вне школы, прогулок во дворе;
6) у ребёнка пропадают вещи и карманные деньги;
7) ребёнок часто возвращается домой с синяками и ссадинами, неопрятный, в грязной и порванной одежде;
8) у ребёнка возникают проблемы со здоровьем, соответствующим реакциям на стресс, - он плохо спит, испытывает головные боли, у него часто болит желудок.
Насилие в группе – это всегда проблема самой группы. Уйдет одна жертва, появится другая, не исключено, что уже из бывших агрессоров.