Об особенностях работы по охране труда

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Система охраны труда и здоровьесбережения служит краеугольным камнем любого производственного процесса, в т. ч. образовательного. Это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала, включающий в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.  Вопросы охраны труда и безопасности учащихся остаются для нас первостепенными. Ежегодно в Республике Беларусь травмы получают более 750 тысяч человек, из них около 150 тысяч или 20% - это дети в возрасте до 18 лет. В структуре травматизма 60 -65 % это травмы конечностей. На втором месте находятся травмы головы и шеи 10 -11%,  на травмы грудной клетки приходится 8%, а на термические и химические ожоги 3 -5%. Травмы живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника и таза составляют 2%. Травмы захватывающие несколько областей тела 1%, отравления и токсические действия веществ – 0,5-1%.

 Большое внимание в последние годы уделяется проблеме детского травматизма. Разработана и утверждена Стратегия профилактики детского травматизма в РБ на период до 2015 года.  Показатели детского травматизма в РБ находятся на высоком уровне.  В результате ДТП ежегодно погибает от 60 до 100 детей, утопление 44 ребёнка, отравления от 20 до 70 случаев, падение 15 детей.    Уровни смертности детей от внешних причин в РБ значительно выше, чем в развитых странах Европейского региона. Часто основной причиной травм в детском возрасте в Беларуси, является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп, а также недостаточный и неэффективный уровень профилактической работы.

 Отлаженная работа по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся  успешно осуществлялась как целостная система взаимодействия с сотрудниками, учениками и родителями. Предусмотрен широкий спектр мероприятий, обеспечивающих охрану труда и безопасность.

В школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов, предусмотренных Коллективным договором и соглашениями по охране труда. В него входит следующее:

  • ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанной инструкции и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивных залов и площадок (к 2012 – 2013 учебному году заменили светильники в спортивном зале затраты 5 млн. рублей, ремонт санузла на третьем этаже, ремонт площадки по правилам дорожного движения), разработан проект на замену пожарной сигнализации;
  • назначение приказом ответственных лиц за соблюдением требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале, а так же во всех подсобных помещениях;
  • постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;
  • обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
  • организация дежурства педагогов, администрации, учащихся,  проведение бесед классными руководителями, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма;
  • регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и  технического оборудования;
  • создание  Уголка охраны труда;
  • составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку;
  • дозировка домашнего задания;
  • проведение два раза в год внутреннего аудита по
  • оформление листка здоровья в классных журналах;
  • проведение физкультминуток на уроках;
  • соблюдение режима проветривания кабинетов;
  • контроль за организацией питания, ассортиментов продуктов, создание условий для качественного приготовления пищи в столовой;
  • организация бесплатного питания для детей из многодетных, малообеспеченных семей и детей инвалидов;
  • обеспечение всех учащихся горячим питанием;
  • прибытие учителей на свои рабочие места за 15 минут до начала занятий с целью проверки их на предмет отсутствия посторонних и подозрительных предметов;
  • проведение мероприятий, формирующих у учащихся и персонала способности и навыки по действиям в ЧС (учебная эвакуация детей из здания школы);
  • наличие и выполнение нормативно-правовой документации по обеспечению пожарной безопасности (средства пожаротушения, состояние эвакуационных выходов в рабочем состоянии и др.), агитационно-просветительских материалов (стенды «Уголок по ГО», «Пожарная безопасность» и др.);
  • оснащение кабинетов первичными средствами пожаротешения;
  • схемы эвакуации детей и персонала на этажах;
  • ежегодный  углубленный осмотр всех учащихся и анализ результатов заболеваемости учащихся 1-4 классов, 5-11-х классов по группам здоровья в течение всего года;
  • разработка инструктажей о правилах безопасности в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики, спортзале;
  • обучение правилам дорожного движения, поведению на улице, на воде, пожарной, безопасности, электробезопасности   в течение всего года;
  • проведение конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет;
  • ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;
  • психологами школы, социальным педагогом, классными руководителями проводится профилактическая работа по искоренению вредных привычек у учащихся;
  • обсуждение на родительских собраниях вопросов о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • контроль за выходом обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины;
  • подписка на газету «Юный спасатель»;
  • формирование культуры безопасности у  учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

 Проведенная работа никогда не проходит бесследно. Казалось бы, к чему часто говорить об одном и том же. Но жизнь показывает, что это не зря. Случилось так, что в людской толчее ребенок не успел сесть в вагон отходящего поезда метро. Ученик не растерялся и, помня инструкцию учителя, сел в следующий поезд и вышел на следующей станции, где его ждал взрослый. Таких примеров можно описать множество, поэтому недооценивать изучение некоторых правил поведения нельзя и относиться к этому нужно со всей серьезностью.

Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Весь наш педагогический коллектив, конкретно каждый учитель на уроках и вне их является гарантом безопасности ребенка во время учебного процесса.