Кибербезопасность ребёнка в современном мире

  В наши дни родители всё более интересуются, что же делают их дети в интернете. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер.  Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все ,чего желаете, будет доставлено в дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.

 Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, Сеть таит в себе много опасностей.

 В сети свои опасные и неопасные улицы-сайты, желающие отобрать деньги у детей, хулиганы, педофилы и прочие тёмные личности.

 Ещё десять лет назад интернет представлял собой большую библиотеку текстов, картинок и видео. Сегодня интернет - это системы дистанционной работы, учёбы, развлечений, супер и гипермаркеты, а ещё социальные сети и мессенджеры, через которые дети поддерживает тысячи социальных связей. Дети пишут в сутки от 30 до 600 сообщений в формате текста, фото или видео.! И проводят в сети до 5 часов! Это не общение с коробкой дисплея, а настоящая виртуальная жизнь.

 Статистические данные по проблеме

Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:

- около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.

- 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.

- 38% детей просматривают страницы о насилии

- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым  - 25% пятилетних детей активно используют Интернет.

-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

 Проблемой игромании врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В, основном, врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов, в основном, мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.

Играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Виртуальный мир отличается от реального мира и проблемы, с которым сталкиваются дети в сети, отличаются как по сути, так по методам их решения.  

 Проблемы, с которыми сталкивается поколение

  1. Издевательство в сети над ребенком со стороны ровесников  и незнакомцев
  2. Воровство его аккаунтов, денег и личных данных.
  3. Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти,группы с рекламой наркотиков и т.д).
  4. Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психическому состоянию.

 Клиповое мышление

За десять лет человечество накопило информации в триллионы раз больше, чем за последние несколько сотен лет.

 У современных детей есть друзья, но кроме физически присутствующих, их сопровождают ещё с десяток в виртуальном мире. Они на ходу переписываются, созваниваются. Обсуждать им приходится больше, поскольку вовлечены благодаря сети в значительно больше число событий ( 600 сообщений в сутки). При этом они ещё делятся ссылками, рисунками, видео, фото, делают селфи, играют в онлайн, просматривают бесконечные ленты пабликов. В это время в наушники играет музыка, вокруг рекламные щиты, неоновые вывески, промоутеры.  А дома еще у многих есть компьютер, куча игр и все продолжается с новой силой.

 Это новый информационный мир, в котором дети находятся сами по себе. И поведение в этом мире отличается. При таком мощном информационном потоке совершенно по-другому работает мозг. Он начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление, неспособность к глубокому анализу. Мир воспринимается не как целостное, а как последовательность несвязанных между собой событий. Поставщики информации уже с начала 2000 годов активно стали ориентироваться на нового потребителя и стали создавать контент из небольших блоков, часто сменяющими друг друга без логической связи.

 Для получения нового эмоционального переживания обладатель клипового мышления вынужден постоянно искать все более кричащие заголовки новостей, вирусные ролики, слушать более эмоциональную музыку. Зависимость от эмоций -  одна из причин интереса детей к недетскому контенту и суицидальным группам, которые позволяют получать более сильные переживания.

 Клиповое мышление снижает способность к анализу, как следствие снижается усвоение знаний и падает успеваемость, делает человека более податливым к манипуляциям и склонным к популизму. В чем же причина формирования клипового мышления? Это естественная защита мозга от информационного перегруза. Информационный перегруз -  одна из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. К сожалению, информационная диета -  крайне сложная задача. Это в первую очередь целеполагание в поиске информации. Здесь возможно отвлечение на оффлайн-активности, как кружки, секции, волонтёрство, которые сформируют у ребенка четкие потребности в информации и его заходы в сеть с определенной целью. Знакомить с новыми полезными и позитивными ресурсами, онлайн-квесты, онлайн-кружки, которых становится все больше каждый год. Но с некоторыми аспектами клипового мышления, как бесцельная прокрутка ленты новостей, сложно бороться без применения технических средств.

 Цифровой слепок личности

Обсуждениями, фотографиями, картинками каждый оставляет след в сети. Так формируется уникальный цифровой слепок личности.

Цифровой слепок позволяет сформировать психологический портрет человека, что очень часто используют сегодня специалисты по набору персонала. Кандидаты научились давать ожидаемые ответы на вопросе хедхантеров, по этой причине последние все чаще прибегают к анализу профиля в социальной сети. Особенно точный анализ осуществляется на основе детского цифрового портрета, поэтому уже сегодня ребенок закладывает проблемы в будущем, размещая жесткие шутки у себя на стенке в ВК или тролля кого-то из ровесников. К сожалению, дети мало задумываются о своей настоящей и будущей цифровой репутации.

 Другой проблемой является размещение персональных данных в открытом доступе. Сегодня приняты ряд законов о защите персональных данных, но без обучения детей и без участия родителей сложно решить эту проблему. Защита персональных данных позволяет сохранить инкогнито пользователей, не нанести вред его цифровой репутации, а также защититься от криминала в реальном мире, поскольку дети с легкостью публикуют, когда дома нет никого, какие ценности есть в квартире.

 

Ненужные социальные связи

В нашей стране прерогатива воспитания ребенка -  целиком и полностью сфера родителей. Никто не имеет прав на воспитание ребенка, кроме родителей или официальных представителей (опекунов).

Сеть Интернет позволяет любому желающему общаться с детьми. Не всегда родители  могут регулировать эти социальные связи, между тем по данным исследований, дети сталкиваются с интернет-угрозами достаточно часто. Более трети детских гаджетов были заражены вирусами, треть детей встречали сексуальные изображения, сцены жестокости, четверть теряла контроль над аккаунтом в социальной сети. Около 5% стали объектом сексуального домогательства.

 Эти цифры могут быть иного порядка, поскольку дети не всегда могут классифицировать действия людей, с которыми они общаются в сети.

Безопасность устройства выхода в сеть

  Зачастую родители не до конца осознают значение гаджетов в жизни современного поколения. Многие воспринимают компьютер или смартфон как игрушку. Но это не так. Устройство является неотъемлемой частью этого поколения.

 Современные дети уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Они живут в дополненной реальности, где органично переплетаются оба мира. Но жизнь в дополненной реальности невозможна без терминала (компьютера, планшета, смартфона, плеера).

Потеря или поломка устройства выхода в дополненную реальность может привести не только психологическим потерям, но и физическим, поскольку эти устройства содержат цифровой след детей, включая персональные данные.