Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Оздамичская средняя школа"
Приветствуем пользователей на сайте библиотеки
государственного учреждения образования
" Оздамичская средняя школа"
Девиз нашей работы - "Через книги - к знаниям"
Библиотекарь Михлюк Антонина Ивановна- стаж работы 16 лет.
Запрашаю ў бібліятэку
У мой чароўны, светлы мір.
Прагартаем картатэку,
Убачым, які аўтар к нам прыбыў.
Хоць маленькая яна,
Але ўтульна ў ей заўжды,
І з усмешкай і ахвотай
Дзеці бегаюць сюды.
Пачытаць літаратуру,
На выставы паглядзець,
Прыняць удзел у мерапрыемстве,
Або з газетай пасядзець.
Наша школьная бібліятэка
Рада бачыць усіх заўжды.
Мы чакаем вас штодзённа
Дарагія чытачы!!!
(бібліятэкар А.І. Міхлюк)
Наши ресурсы:
Книжный фонд – 9397 экз
Фонд учебных изданий – 3782 экз
Фонд энциклопедических и справочных изданий – 83 экз
Фонд периодических изданий – количество названий по подписке 7
Сведения о пользователях библиотеки:
- всего пользователей – 144
Из них: учащихся 1-4 кл – 39
Учащихся 5-8 кл – 44
Учащихся 9-11 кл – 36
Педагогов -23
Других – 2
– взять книгу на дом;
– почитать периодику;
– подготовить домашнее задание;
– найти ответ на интересующий вас вопрос в печатных изданиях;
– подготовиться к информационному часу;
– поработать с энциклопедиями и справочными изданиями;
– познакомиться с книжными выставками;
– принять участие в различных библиотечных мероприятиях.
- познакомиться с новинками литературы
(Разработаны на основании Типовых правил пользования библиотеками в Республике Беларусь)
Пользоваться информационным ресурсом школьной библиотеки имеют право педагоги и другие работники школы, учащиеся школы и их родители.
Пользователи библиотеки имеют право получать информацию о составе фонда и консультативную помощь при поиске и выборе источников информации.
Все документы выдаются на дом сроком на 15 дней и должны быть вовремя возвращены в библиотеку. Если они нужны на более долгий срок пользования – необходимо обратиться в библиотеку с просьбой о продлении срока.
Энциклопедические издания и документы, имеющиеся в библиотеке в единичном экземпляре выдаются только в читальном зале.
Необходимо бережно относиться к библиотечному фонду, не делать пометок на страничках, не загибать и не вырывать листы.
Если документ утерян или испорчен по вине пользователя, он должен заменить его равноценным по содержанию.
Пользователи библиотеки имеют право поиска нужной информации в сети Интернет.
ПАМЯТКА О СОХРАННОСТИ
ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ
Дорогой друг!
Ты получил во временное пользование учебники – школьную собственность. От тебя зависит, будут ли учебники опрятными и смогут ли ими пользоваться другие ученики.
Каждая сделанная тобой пометка искажает содержание материала, наносит вред учебному процессу.
Требования по сохранению учебников.
1.Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки в отведенном для этого месте, указав Ф.И.О., класс, учебный год. Учебник должен иметь съемную обложку.
2.Грязными руками учебник брать нельзя.
3.Учебники нельзя давать маленьким братьям и сестрам, они могут его испортить.
4.Подчеркивать, писать, рисовать в школьном учебнике строго запрещено.
5.В учебнике должна быть закладка, нельзя использовать карандаш, линейку, тетрадь и т.д.
6. В случае утери, порчи учебников родители (или законные представители) учеников, заменяют учебники новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой. В случае необходимости учебники ремонтируют (подклеивают, подчищают и т.д.).
Берегите школьные учебники!
Помни, воспитанный, культурный человек не может быть небрежным по отношению к книге – источнику знаний
Полезные электронные ресурсы
Энциклопедии и словари
Вавилон - электронная библиотека.
Коллекция словарей, энциклопедий Кирилла и Мефодия.
Онлайно словари и энциклопедии
Электронный каталог Центральной научной библиотеки НАН Беларуси
Президентская библиотека Республики Беларусь
Новые поступление методической литературы:
Воспитание культуры и быта
Трудовое и профессиональное воспитание
Изобразительное искуство во 2 классе
Вывучэнне культуры на ўроках гісторыі Беларусі
Новые поступления художественной литературы:
Адданасць Радзіме - гонар для Палешука
99 знакамітых мясцін Беларусі
Список УМК имеющихся в библиотеке
Пособие для учащихся -5 шт
Пособие для учащихся – 4 шт.
Пособие для учащихся – 4 шт
Пособие для учащихся – 4 шт
Пособие для учащихся - 3 шт
Пособие для учащихся – 1 шт
Пособие для учащихся - 5 шт
Пособие для учащихся – 4 шт
Пособие для учащихся 4 шт
Пособие для учащихся 4 шт
Пособие для учащихся 3 шт
Пособие для учащихся 4 шт
ВУЧАНЬ НЕ ХОЧА ЧЫТАЦЬ . . .
ПЕДАГАГІЧНЫЯ КАМПРАМІСЫ
Што ж рабіць, калі вучань не чытае, не хоча чытаць?
Дзеці робяць тое, што і дарослыя. Адкажыце сумленна, колькі і якіх кніг вы прачыталі самі, што чыталі апошнім часам і якую кнігу чытаеце сёння. Пачніце чытаць. Выберыце той твор, які вам блізкі. няхай сабе ён будзе невялікі, няхай не ўваходзіць у школьную праграму. Галоўнае — ён павінен быць інтрыгай для вас. Навучыцеся чытаць яго ўголас. Паспрабуйце розную інтанацыю, уявіце, што вы чытаеце гэты твор розным слухачам, можаце запісаць свой голас на магнітафон. I толькі потым прачытайце яго вучням. У кожным класе — першым ці адзінаццатым — вучню хочацца чагосьці незвычайнага, нестандартнага. Падумайце, як падаць гэты твор, да якой гульні далучыць не толькі слухачоў, але і гледачоў: спектакля, віктарыны, аўкцыёна. Якую мэту вы ставіце перад сабой, чаго хочаце дамагчыся трох- або дзесяціхвіліннай дзеяй: слёз, захаплення, перажывання страху, адчування таямніцы? Прадумайце ўсё да дробязяў: пытанні, асвятленне, музыку, дэкор інтэр'ера і вашага адзення. Гэта стварае цэласны вобраз твора, вашага прадмета, вас як асобы і педагога. Бацькі ж могуць вучыцца чытаць разам з дзіцем, далучаць яго да гэтага працэсу,рабіць дзіця сваім вучнем.
Чытанне ўголас (лепш на памяць) толькі ўзмацняе значнасць школьнага прадмета, прывучае да правільнага маўлення і педагога, і вучняў. Адзін з бар'ераў для педагога — гэта "агіда" да твора, бо ён чытаны-перачытаны. Сам настаўнік сумняваецца ў праўдзівасці, актуальнасці аповесці (апавядання), змянілася яго стаўленне да герояў, да аўтара. Я памятаю, як злавіла сябе на думцы, штоадразу пасля універсітэта "сімпатызавала" Раскольнікаву (акцэнтавала ўвагу вучняў на гэтым героі). Праз год гаварыла: "Раскольнікаў? Ды ён жа мазахіст!" Яшчэ праз год: "Толькі жоўты Пецярбург!" Праз два гады: "Нас цікавіць толькі Дастаеўскі!" I раптам зразумела, што вучні — кожны год пятнаццацігадовыя, а я змяняюся, змяняецца мае ўспрыманне свету, і гэтае успрыманне я ўкладваю ў пятнаццацігадовых. А калі мне не падабаецца які-небудзь аўтар, але мне трэба пра яго гаварыць? Што тады? Тады вучань ніколі не даведаецца праўды пра боль пісьменніка, тады назаўсёды будзе страчана магчымасць ведаць адказ, якога раптам не дасць жыццё. 3 аднаго боку — нядбайнасць, нявыхаванасць, непрывучанасць НЕ сваіх вучняў, з другога — праца. I даводзіцца ісці на кампраміс.
Кампраміс матываў. Не заўсёды вучань хоча рабіць тое, што задае яму настаўнік. Таму матывы чытання, вывучэння твора не супадаюць. Настаўнік можа пайсці на маленькую хітрасць: сказаць вучням, што чытаць гэтага паэта не трэба, а трэба толькі зрабіць малюнак да любога яго верша. Івучань у пошуках самага простага верша перагартае ўвесь зборнік. А назаўтра можна гаварыць з класам пра колер і гукапіс у творчасці паэта. Замацаваныя поспехі вучняў спараджаюць упэўненасць у сваіх сілах — "я магу", імкненне да новага спазнання — "я хачу і буду ведаць". I балы тады выконваюць самую малую ролю.
Кампраміс інтарэсаў. Часта вучні кажуць, што твор нецікавы, несучасны, што даўно няма тых ідэалаў і каштоўнасцяў, якія апісаны аўтарам, штоцяпер іншы час. Тады настаўнік можа пайсці ад інтарэсаў моладзі і прапанаваць: "Уявіце, што гэты раман (аповесць, апавяданне) чытаюць рэперы, хіпі, байкеры.Раскажыце ад ix імя..." Або можна прапанаваць "зняць" фільм паводле гэтага твора. Фільм можа быць у выглядзе сачынення, асобных аплікацыйных кадраў(калаж, аплікацыя з каляровай паперы), можа быць распісаны па кадрах. Можна ўвесці ў твор новых герояў: сябе, аднакласнікаў, бацькоў, настаўнікаў.
Кампраміс гульні. Адзін з варыянтаў. Вы прыносіце ў клас настольныя гульні: шашкі, шахматы, даміно, карты, лато. Для кожнай гульні свае правілы.Напрыклад для картаў: выберы карту, якая адпавядае герою твора (а героем можа быць нават прадмет адзення, інтэр'ер, аб'ект прыроды), і ад яго імя раскажы пра пачуцці, думкі героя. У адказе павінен гучаць (або ўгадвацца) тэкст твора. "Я, сямёрка чырваў, я сукенка (называецца персанаж)..." Або: запісваецца прозвішча пісьменніка, героя і на кожную літару падбіраецца слова, якое характарызуе яго маўленне, падзеі жыцця і да т. п. Або пачатковыя літары становяцца пачаткам радкоў (акраверш), і мы ствараем оду, санет (радкі, якіх не хапае, або лішнія радкі атрымліваюцца ад унесеных зменаў, што таксама — творчасць), і гэтыя ода ці санет павінны раскрываць фабулу рамана, пачуцці паэта. Калі складана прыдумаць штосьці самім, то можна ўзяць зборнікі гульняў (настольных, рухавых,народных) і перакласці ix на мову урока, г. зн. Напоўніць іншым зместам.
Кампраміс пачуццяў. Як сумна, калі урок пачынаецца словамі "Добры дзень, сядайце, тэма урока... " або "Зірніце на гэты партрэт...". Пачніце ўрок з віктарыны, а па пытаннях і адказах вучні няхай сфармулююць тэму ўрока. Прынясіце "чорную" ("чароўную") скрынку з рэчамі, якія належаць героям. Па алісанні трэба здагадацца, чые яны. Ці падабраць да кожнай рэчы апісанне з тэксту. Або знайсці ў тэксце сцэны (уявіць, калі яны не напісаныя), дзе згадваецца той або іншы прадмет. Выявіце ў біяграфіі пісьменніка "любімую рэч" (шаль, ручку, капялюш, карціну, карабель), і няхай гэта будзе сімвалам урока. Прысвяціце ўроктолькі адной старонцы рамана. Разгледзьце яе, няхай вучні ўявяць лёсы герояў, паразважаюць, чаму твор пачынаецца менавіта з гэтых радкоў, дапіпгуць яго,складуць пытанні, на якія пры чытанні знойдуць адказы. Гэта будзе своеасаблівым прадчуваннем рамана.
Кампраміс дыялогу. Гаварыце з вучнямі пра тыя праблемы, якія ix хвалююць: пра любоў, каханне, сяброўства... Хочацца пайсці ад твора да жыцця,але гэта атрымліваецца не заўсёды. Тады ідзіце ад жыцця да твора. Каб зразумець пачуцці аўтара або героя, трэба заглыбіцца ў падобнае, трэба навучыцца адчуваць. Прапануйце вучням узяцца за рукі, адчуць руку суседа, яго характар, яго свет. Калі не хапае слоў для алісання, падкажыце, напісаўшы на дошцы, на картцы. Няхай школьнікі параўнаюць адчуванні, уяўленні пра жыццё "рукі" з якім-небудзь прадметам. Не пагадзіцеся з крытыкамі, надайце станоўчаму героюадмоўныя рысы і наадварот — апраўдайце адмоўнага. Дайце волю разважанням, спрэчцы. Раздайце маленькія аркушыкі паперы, якія нагадваюць школьныя цыдулкі, і прапануйце вучням задаць вам пытанне, тэму для абмеркавання ў класе. Па-першае, вы здымеце цікаўнасць да вас (настаўнік таксама чалавек), па-другое, вы даведаецеся, чым жывуць школьнікі, што ix хвалюе. Не трэба шкадаваць, што ад урока ўгэтых цыдулках можа нічога не быць. Але ў ix будзе само жыццё, перажыванні прататыпаў і персанажаў. I нават добра, калі вы не будзеце ведаць адказу. Сумесны пошук адказу пакажа, што вы не адзін (адна), што з вамі вашы вучні. Ваша фантазія падкажа вам заданні і практыкаванні. Важна, што мы актывізуем у сабе і ў вучнях Дзіця, здолънае гуляцъ. Калі мы дазваляем гуляць і сабе, вучань бачыць, што ён на роўных з настаўнікам, што настаўнік стаў яго партнёрам. А значыць, разважанні пра жыццё пры дапамозе прачытанага будуць у пазіцыі Дарослага. Калі вучні спраекцыянуюць свае думкі, пачуцці, адчуванні, то хутчэй зразумеюць тэму, кампазіцыю, засвояць мастацкія сродкі твора, агалоўнае — адкрыюць для сябе свет, які дапаможа ў цяжкую хвіліну. Асаблівасць чытання (і пра яе трэба гаварыць з вучнямі) у тым, што чалавек перажывае ўсю гаму пачуццяў, ён можа паўтарыць фразу, загарнуць кнігу, адгарнуць яе зноў, "змяніць" хуткасць падзей. Дзяўчынка і хлопчык гадуюць у сабе жанчыну і мужчыну, якія адчуваюцъ, якія думаюць. Чытанне фармуе самасвядомасць. Гатовыя ж карцінкі вучаць штампам, праграмуюць на пэўныя падзеі, скарачаюць свабоду выбару. Усе вялікія людзі з дзяцінства слухалі казкі, потым самі чыталі мастацкую і навуковую літаратуру. Чытанне дае магчымасць паспрачацца з аўтарам, змяніць свае погляды на жыццё, займець сілу духу Марціна Ідэна, чалавечнасць Маленькага Прынца, пражыць жыццё Эсмеральды і Д'Артаньяна.
Яшчэ адной праблемай робяцца зносіны дзяцей з бацькамі. Мы ўсе разумеем, што чытаць трэба разам з дзецьмі. Дзіця бачыць, хто ў сям'і чытае і што ён чытае. Добра, калі дома ёсць кнігі (праверце, якія, звярніце ўвагу на сваё стаўленне да кніг). Абмяркоўвайце разам у сям'і газетныя і часопісныя артыкулы,прачытаныя творы, дзяліцеся пачуццямі і думкамі з дзецьмі.
Чытаць можна ўсё. Але лепш пачынаць з класікі, г. зн. з узораў. Кожны ўзрост аддае нечаму перавагу. Так, падлеткам нецікавыя апісанні прыроды,шматслоўныя разважанні і павучанні. Вы можаце пачуць ад ix, што гэта неактуальна, што цяпер іншы час. Але калі прыгадаць старажытны папірус, на якім было напісана "Час цяпер іншы: дзеці не слухаюцца бацькоў, і кожны імкнецца напісаць кнігу", то легка зразумець, што дзіця ва ўсе часы застаецца дзіцем. Яно якраз і не мяняецца. Мяняемся мы, дарослыя, бацькі і педагогі. Мяняюцца нашы ўяўленні пра жыццё, пра каштоўнасці. І пра ГЭТА мы чытаем ці расказваем нашым вучням. Памылковае ўяўленне, што дзецям чытаць нецікава, што ім не-патрэбныя кнігі. "Яму гэта нецікава", — кажам мы. Яму нецікавыя навязаная думка,патрабаванні, загады, тое, што дэманструе ўладу дарослага. Просьбы і ўгаворы таксама нецікавыя, гэта прымушае яго яшчэ больш капрызіць і пярэчыць.Патрэбныя толькі ўласны прыклад і размова на роўных, інакш дзіця чытаць не будзе. Чым вы можаце дапамагчы дзіцяці, у сям'і якога не выконваюцца гэтыя ўмовы? Падарыце вучню кнігу. Арганізуйце абмен кнігамі ў класе. У кожнага павінна быць свая кніга, хоць бы адна. Гэта ён запомнить на ўсё жыццё. Вучыцца ніколі не позна, вучыцца ніколі не сорамна. Звяртайцеся да педагогаў-наватараў па парады, да канкрэтных прыкладаў з жыцця тых, хто змог каго-небудзь навучыць чытанню.
Калісьці я сутыкнулася з гэтай праблемай і пачала з таго, што стала чытаць "Чаму ў Ільіна чытаюць усе" і шукаць свае прыёмы і метады. Не бойцеся эксперыментаваць! Выкарыстоўвайце ў навучальным і выхаваўчым працэсе розную літаратуру, вучыцеся і вучыце чытаць і расказваць седзячы і стоячы на крэсле, ад першай і трэцяй асобы. Чытаць могуць усе, але не ўсе ўмеюць чытаць. Як добра, што мы вучымся пераадольваць цяжкасці, умацоўваючы жаданне навучыць кагосьці нечаму такому, што мы самі ўмеем, бо ў нас ёсць усё, каб адбыцца ў прафесіі, каб быць пачутымі
Уважаемые родители!
Вы знаете, что учебный процесс невозможен без учебной книги. Ваш ребёнок получил комплект школьных учебников и обязан бережно к ним относиться.
Многое в воспитании бережного отношения к учебникам зависит от вас. Мы к вам обращаемся с просьбой:
Обратите внимание!
Помните, что Вы несёте материальную ответственность за утерянные или злостно испорченные учебники.
Мы очень на Вас рассчитываем!
Библиотека
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
Советы родителям
➢ Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
➢ Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
➢ Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.
➢ Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
➢ Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
➢ Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
➢ Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
➢ Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
➢ Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
➢ Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
➢ Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
➢Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им. ➢Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
➢ Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
➢Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.
➢ Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.
Куда и к кому обратиться за помощью:
Учителя литературы.
Библиотеки учреждения образования.
Городские и поселковые библиотеки.
Обратившись к специалистам, Вы сможете:
➢ ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка;
➢ получить рекомендации и литературу по развитию чтения;
➢ получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения;
➢ узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских, поселковых и библиотек учреждений образования.
Преимущества, которые дает умение хорошо читать:
➢ читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.
➢ Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.
➢ Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.
➢ У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.
Как начать семейное чтение.
Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.
Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».
Не спешите расстаться с прочитанной книгой.
∙ Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев. ∙ Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
∙ А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
∙ И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.
Если телевизор конкурирует с книгой.
Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):
1.Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.
- по возможности раньше начните читать ребенку вслух;
- постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;
- помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.
Нет!
- не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
- не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же;
- не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги.
- если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;
- закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.
Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу.
Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка».
Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.
Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.
КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?
Все родители хотят, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми и эрудированными людьми. Однако желаний, равно как и надежд только на школьное образование, недостаточно.
Необходимо, чтобы ребёнок сам стремился к знаниям. А что является источником знаний? Конечно, книга!
Дети, которые любят читать, быстрее развиваются, у них лучше поставлена речь, шире кругозор, им легче общаться и поддерживать беседу.
Сейчас многие родители жалуются, что современные дети и подростки не хотят читать. Конечно, телевидение, интернет, компьютерные игры сыграли в этом далеко не положительную роль, но всё же часть вины лежит на самих родителях, не прививших любовь к книге пока ребенок был еще мал.
Привить любовь к чтению подростку будет сложнее, чем ребенку 5-7 лет, а поэтому, чем раньше вы познакомите своё чадо с книгой и научите ценить её, тем лучше. Но в любом случае, какого бы возраста не был ваш ребёнок, первое, что вам нужно – научиться любить книгу самому.
Любые слова окажутся бессильными, если вы сами не будете подавать положительного примера. Что толку, если вы будете постоянно внушать сыну или дочери о пользе чтения и даже покупать книжки, а сами, придя домой с работы, усаживаться в кресло перед телевизором.
Не думайте, что можно отделаться популярной отговоркой «не бери дурное у родителей…», ведь основные стереотипы поведения ребёнка формируется на основе живых примеров, а не отвлечённых слов.
Как уже сказано, прививать ребёнку любовь к чтению лучше, когда он еще мал. Дети очень любят слушать сказки перед сном. Воспользуйтесь этим моментом. В книжных магазинах есть много замечательной литературы для детей самого разного возраста. Бесплатные детские библиотеки тоже пока ещё никто не отменил.
Чтение на ночь очень важный элемент в системе воспитания, а поэтому оно должно стать таким же привычным делом, как умывание и чистка зубов. Самые лучшие книги для этой цели – добрые детские сказки известных отечественных и зарубежных писателей или короткие рассказы про детей и животных.
И напротив, комиксов, популярных журнальчиков, изобилующих яркими картинками с сомнительным смыслом, а при этом ещё и бедных текстом, следует избегать. Помните о главном: книга должна излучать добро и иметь пусть самый простой, но положительный пример для подражания.
Будьте последовательны, не позволяйте детям перелистывать страницы, не дочитав книгу до конца. Что же делать, если вы видите, что книжка не интересна ребёнку? Возможно, он просто ещё до неё не дорос. В этом случае попробуйте подобрать что-нибудь попроще.
Обучение чтению необходимо проводить в ненавязчивой, а лучше всего игровой форме. Разучивать буквы следует постепенно, и только когда ребёнок хорошо выучит одну букву, только тогда можно переходить к другой.
Выучив алфавит, можно идти дальше и учиться складывать из отдельных букв слоги. При этом не следует забывать о чтении на ночь, только теперь уже вы можете меняться ролями, предложив ребёнку почитать самому, сославшись на усталость голоса. Дети любят рассказывать что-либо сами, а поэтому, как правило, легко соглашаются.
И не забывайте пополнять свою домашнюю детскую библиотеку новыми книжками. А еще лучше поинтересуйтесь, какие темы у вашего сына или дочери вызывают больший интерес. Будет замечательно, если вы совершите совместный поход в книжный магазин и поможете выбрать ребёнку новую книгу.
С детьми постарше всё немного сложнее. Если подросток в 11-13 лет уже привык к телевизору, не стоит пытаться навязывать ему классику, а особенно что-либо из школьной программы.
Оторвать подросшее чадо от голубого экрана и обратиться к печатному тексту можно таким способом: дайте ему почитать толковую рецензию на его любимый фильм или телепередачу. По крайней мере, это даст ему стимул поспорить и, при необходимости, поискать нужную информацию в интернете.
Склонить чашу весов в пользу чтения можно также предложив прочитать книгу, по которой поставлен его любимый фильм. Большинство сценариев известных фильмов имели своим источником как раз именно литературные произведения. Очень часто такой альтернативный подход привлекает юного телезрителя своими возможностями узнать новые грани поведения своих любимых героев и незаметно прививает интерес к книге.
Подростки обычно предпочитают динамичные и яркие сюжеты, фантастическую литературу. К сожалению, современный рынок завален дешевой фантастикой, детективной литературой с преобладанием сцен насилия и жестокости, отсутствием нравственной составляющей. А поэтому, выбирая такую литературу, нужно проявлять должное внимание.
Прежде чем предлагать своему ребёнку ту или иную книгу, поинтересуйтесь её содержанием в Интернете, почитайте рецензии. Хорошим выбором в этом случае могут стать книги писателей прошлого века. Например, не многим известно, что ставшие уже классикой кинематографа такие фильмы, как «Чужие» или «Звёздные Войны», имеют и свой книжный аналог – произведения замечательного американского фантаста Алана Дин Фостера.
Если вы заметите такой интерес, можно попробовать предложить подростку и более серьёзные книги, например сочинения Д.Р.Толкиена, К.Льюиса, Д.Сэлинджера и т.п.
Сейчас, слава Богу, недостатка в качественной литературе самых разных жанров мы не испытываем. К вашим услугам электронные и бумажные издания, а также аудиокниги.
Выбирайте, думайте, читайте, учите и учитесь сами. Только было бы желание.
Давным-давно люди не умели писать и читать, но информацию нужно было как-то запоминать и передавать другим людям. Для этого оставляли надписи чем-то острым на камне в пещерах, на деревьях или даже на земле отметины, на веревках вязали узлы, рисовали целые картины, чтобы рассказать о главных событиях жизни. Практически, как комиксы. Древние наскальные комиксы. Они и были отголоском книг. Зарождалась потихоньку письменность.
Позднее научились добывать глину и использовать ее для тех же целей. На влажной глине оставляли символы и рисунки, а потом обжигали в печках, в результате надписи прекрасно читались и сохранялись надолго. Табличек было очень много, их складывали в деревянные ящики. Это также прообразы первых книг. Однако дать их почитать другому было нельзя, уж больно они были тяжелые, такие «книги».
Еще позже древние египтяне, римляне и греки стали использовать для записей папирус, на котором можно было писать с помощью деревянной палочки или кисти. Папирус можно было склеить друг с другом и намотать на кость или палку. Однако папирус высыхал и раскрашивался, уничтожая бесценные записи истории.
Славяне использовали для записей бересту. Отсюда и пошло название «берестяная грамота». Но для книг береста также не годилась.
На смену папирусу пришел пергамент, который делали из кожи зверей. Но такие «книги» были громоздкими, а сам материал очень дорогой.
Ее величество бумага появилась в 10 веке, по дошедшим сведениям в Китае. Легкий материал, просто на нем писать, достаточно дешевый, сохраняется долго, тонкий. В России в это время появились первые рукописные издания на бумаге. В основном писали их при монастырях.
Бумага быстро распространилась по миру, в связи с чем начали придумывать способы скрепления листов и быстрого переноса букв на бумагу – книгопечатания. Самый первый станок, позволяющий делать на бумаге оттиски букв, придумал немец Иоганн Гуттенберг. Его считают отцом книгопечатания. Соответственно, первая печатная книга, похожая на современное издание.
Первым печатным мастером на Руси был Иван Федоров, служивший при царе Иване Васильевиче Грозном. «Апостол» стала первой русской печатной книгой, выпущенной Федоровым в марте 1564 года. Еще через год он выпустил вторую книгу «Часовник». Собственная типография появилась 7 марта 1573 года. К этому моменту печатные книги начали появляться потихоньку по всей Европе.
На современном производстве функциональные станки быстро и без вмешательства человека ежедневно создают большие тиражи книг, чтобы мы с вами могли наслаждаться чтением и узнавать из книг много нового!
Интересные факты о книгах
Пословицы и поговорки о книгах
Испокон веков умение читать чтилось и ценилось. Люди берегли книгу, как важнейший источник знаний и свободы. Многие народы придумали пословицы и поговорки про книги:
Вот такой рассказ про книгу детям, вот такая увлекательная и долгая история! Книги – наше богатство. Берегите книги, читайте для расширения кругозора и своего собственного удовольствия!
Занимательные факты о книгах и библиотеках
КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ,
ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственные праздники:
День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) –
3 июля.
День народного единства - 17 сентября
Общереспубликанские праздничные дни:
Новый год – 1 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;
День женщин – 8 марта;
Праздник труда – 1 мая;
День Октябрьской революции – 7 ноября.
Профессиональные и прочие праздничные дни:
День спасателя – 19 января;
День белорусской науки – последнее воскресенье января;
День печати – 5 мая;
День семьи – 15 мая;
День пионерской дружбы – 19 мая;
День охраны окружающей среды – 5 июня;
День молодежи – последнее воскресенье июня;
День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;
День библиотек – 15 сентября;
День мира – третий вторник сентября;
День пожилых людей – 1 октября;
День учителя – первое воскресенье октября;
День матери – 14 октября;
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
День белорусского кино – 17 декабря.
Памятные даты:
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День Чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.
Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)
Всемирный день заповедников и национальных парков –
11 января;
День юного героя-антифашиста – 8 февраля;
Всемирный день радио – 13 февраля;
Международный день родного языка – 21 февраля;
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом –
1 марта;
Всемирный день дикой природы – 3 марта;
Всемирный день поэзии – 21 марта;
Международный день лесов – 21 марта;
Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;
Всемирный день театра – 27 марта;
Международный день детской книги – 2 апреля;
Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;
Всемирный день здоровья – 7 апреля;
Международный день освобождения узников концлагерей –
11 апреля;
Международный день полета человека в космос – 12 апреля;
Международный день памятников и исторических мест –
18 апреля;
Международный день Матери-Земли – 22 апреля;
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;
Всемирный день охраны труда – 28 апреля;
Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8-9 мая;
Международный день музеев – 18 мая;
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;
Международный день биологического разнообразия – 22 мая;
Всемирный день без табака – 31 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня;
День юннатского движения – 15 июня;
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;
Международный день дружбы – 30 июля;
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;
Международный день молодежи – 12 августа;
Международный день благотворительности – 5 сентября;
Международный день грамотности – 8 сентября;
Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;
Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;
Международный день мира – 21 сентября;
Всемирный день туризма – 27 сентября;
Международный день пожилых людей – 1 октября;
Всемирный день учителя – 5 октября;
День Организации Объединенных Наций – 24 октября;
Всемирный день городов – 31 октября;
Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;
Международный день энергосбережения – 11 ноября;
Всемирный день ребенка – 20 ноября;
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;
Международный день инвалидов – 3 декабря;
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
Международный день солидарности людей – 20 декабря.
Выставка «Страницы мужества» посвященная воинам-интернационалистам Беларуси – участникам войны в Афганистане
Выставка "Память не умирает. Геноцид в Беларуси
"Жыву ў Беларусі і тым ганаруся"
"Генацыд беларускага народа ў гады ВАВ"
"Чытаць! Памятаць! Шанаваць!"
12 апреля - "День космонавтики"
2 апреля- "День единения народов России и Белоруссии"
31 марта- "Детская книга шагает по планете"
15 марта- "Основной закон нашего Государства"
8 марта-"Имена прекрасных женщин в мире литературы"
15 февраля - "День памяти воинов-интернационалистов"
23 февраля "Поклонимся великим тем годам"
"Прачытай кнігу аб вайне- стань бліжэй да подзвігу"
Выставка-презентация "Библиотеки разные важны"
23 января- "В мире фантастики и приключений"
Книжкина больница
27 декабря - "Зима на страницах книг"
20 ноября -"Всемирный день прав ребенка"
Час информации до года малой Родины
Книги - юбиляры 2023 года
У книг, как и у людей, тоже есть свои юбилеи. Рассказы, повести, романы, стихотворения и сказки: веселые и грустные, наивные и трогательные, наводящие на размышления и заставляющие верить в чудо – все эти книги очень разные.
Дорогие читатели! Поздравьте книги с юбилеем: прочтите любимые строчки, вспомните, какое впечатление осталось от чтения, и расскажите об этих книгах друзьям и товарищам!